Исчезновение обоняния врачи классифицируют как аносмию. Такое состояние является достаточно частым осложнением при простудных заболеваниях. Однако у многих людей оно вызывает чувство близкое к панике, так как исчезновение обоняния у многих ассоциируется с коронавирусной инфекцией. Но на самом деле аносмия (именно так называют неспособность воспринимать запах) может появляться по разным причинам. Но что именно вызывает такой симптом? И как вернуть обоняние после болезни?
На самом деле, аносмию может вызвать любая механическая закупорка, которая препятствует проникновению запахов в обонятельные нервы. Соответственно, причиной того, что пропали запахи при простуде, может быть банальный отек слизистой оболочки, который перекрывает просвет носовых ходов и вызывает заложенность носа. Также спровоцировать нарушение нюха могут пробки слизи в отделах носа1.
Чтобы понять, почему может развиваться аносмия, полезно понять, как происходит восприятие запахов у людей. Вдыхаемый воздух, в котором содержатся частицы с молекулами запаха, проходит через носовые ходы в полость носа. Здесь в каждой носовой полости содержится около 5 млн рецепторных клеток или нейронов обонятельных рецепторов. На поверхности этих обонятельных клеток находится от 500 до 1000 разных белков, связывающих запахи. Благодаря им химический сигнал от частиц с запахом в окружающем пространстве преобразуется в электрический сигнал, который передается к головному мозгу и воспринимается ним. Если передача или обработка запаха нарушается на любом этапе, это может вызвать аносмию1.
Поэтому простудные заболевания и абструктивные болезни (в том числе полипы) являются очень распространенной причиной аносмии. На них приходится от 50 до 70% случаев потери обоняния1. Сильный насморк вызывает нарушения восприятия запаха вследствие воспаления слизистой оболочки и прямой непроходимости. Вследствие ринита может возникать как полная, так и частичная потеря обоняния.
Пациенты с хроническим синуситом нередко сталкиваются со стойкой потерей обоняния даже после лекарственного или хирургического лечения. Ученые предполагают, что вирусные инфекции могут вызывать повреждение обонятельного эпителия. Также обонятельные дисфункции могут сохраняться в течение длительного времени после исчезновения других симптомов даже при острых инфекциях верхних дыхательных путей (ОРВИ), которые имеют тяжелое течение2.
В случае коронавирусной инфекции (ковида) аносмия далеко не всегда возникает на фоне насморка. Такой симптом может быть одним из ранних проявлений инфекции COVID-191.
Нарушение обоняния нередко приводит к нарушениям восприятия пищи. И это не удивительно, ведь вкус еды и напитков зависит одновременно от вкуса, запаха и осязания. Поэтому аносмия может приводить ко вкусовой дисфункции2.
Информацию из данной статьи нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. Для постановки правильного диагноза и назначения лечения следует всегда обращаться к врачу.
Если на фоне простуды пропал нюх, следует обратиться за консультацией к врачу-отоларингологу или семейному врачу (терапевту). Доктор поможет справиться с болезнью и восстановить носовое дыхание. Чаще всего после этого обоняние возвращается само по себе. Терапия заболеваний, вызывающих ринит и нарушение проходимости носовых путей, может осуществляться при помощи неспецифических методов. Больным обычно рекомендуют:
Лечить аносмию при воспалительных и абструктивных болезнях можно при помощи местных медикаментов. Согласно общепринятым стандартам с этой целью используются гормональные препараты — интраназальные глюкокортикоиды, которые быстро и эффективно уменьшают отек и восстанавливают проходимость носовых ходов. Такие препараты помогают вернуть обоняние при простуде. Но подобрать их и рассчитать оптимальную схему приема может только опытный доктор — самолечение может быть опасно для здоровья1.
Если ринит возникает по причине бактериальной инфекции, врач может назначить прием антибиотиков. Также лечение аносмии в домашних условиях может включать использование антигистаминных препаратов (средств от аллергии)1.
Если аносмия сохраняется и после успешного выздоровления, то терапия такой поствирусной или постбактериальной обонятельной дисфункции может включать вдыхание разных запахов несколько раз в день. Такая тренировка является единственным вариантом лечения для возвращения обоняния3. Предполагается, что такой подход помогает стимулировать регенерацию нейронов обонятельных рецепторов в слизистых оболочках, в том числе и после коронавирусной инфекции. Для тренировки пациенту рекомендовано вдыхать 4 разных запаха 2 раза в день по 20-30 секунд каждый. Запахи нужно менять раз в 3-4 месяца.
В лечении воспалительных заболеваний носа на помощь может прийти препарат Синупрет. Это растительный препарат от Бионорика, разработанный для терапии ринитов и синуситов инфекционной этиологии. Он оказывает комплексный эффект:
Синупрет может использоваться при лечении ринита у детей и взрослых. Лекарство имеет несколько форм выпуска, и сироп Синупрет можно давать детям от 2 лет.
Благодаря использованию такого средства можно облегчить состояние больного при простуде, и снизить риски возникновения нарушений обоняния. А если аносмия все же возникла, благодаря применению Синупрет чувство обоняния может вернуться быстрее.
К сожалению, не существует специфических мер профилактики простуды, которая может вызвать нарушение нюха. Врачи рекомендуют:
Если речь идет о коронавирусной инфекции, как об одной из возможных причин аносмии, то для снижения риска возникновения болезни рекомендовано проведение вакцинации.
Таким образом, снижение и даже полная потеря обоняния — достаточно распространенная проблема при простудных заболеваниях. Обычно для лечения аносмии достаточно обычного лечения. После восстановления нормальной дыхательной функции нюх, скорее всего, вернется.
1Xi Li; Forshing Lui. Anosmia. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2024 Jan-.
2Davis C. Thomas, Sita Mahalakshmi Baddireddy, and Divya Kohli. Anosmia. J Am Dent Assoc. 2020 Sep; 151(9): 696–702.
3Thomas Hummel, David T. Liu, Assoz, Christian A. Müller etc. Olfactory Dysfunction: Etiology, Diagnosis, and Treatment. Dtsch Arztebl Int. 2023 Mar; 120(9): 146–154.